Село Ёлнать - одно из древнейших поселений на территории Юрьевецкого района Ивановской области. Своё название оно получило от реки Ёлнать(что означает в переводе с финно-угорского - жёлтые пески). С эпохи раннего железа берега этой реки заселяли охотники и рыболовы финноугорского племени меря.
История
История села Елнать
Село Ёлнать - одно из древнейших поселений на территории Юрьевецкого района Ивановской области. Своё название оно получило от реки Ёлнать(что означает в переводе с финно-угорского - жёлтые пески). С эпохи раннего железа берега этой реки заселяли охотники и рыболовы финноугорского племени меря.
В первой половине XIII века на месте села Ёлнать около ямской избы на Юрьевецком тракте возникает русское поселение. По реке и вдоль тракта появилось множество деревень в среднем по 4-6 дворов, жители которых занимались земледелием, скотоводством и сплавом леса. Будучи государственными, а не крепостными, крестьяне Ёлнати издавна жили зажиточно. Согласно писцовой книги 1676 года в Ёлнатской волости насчитывалось девять мельниц во владении крестьян и более 50 деревень, перечисление дворов в которых заняло 85 страниц рукописного текста. Центром Ёлнатской волости становится деревня Мордвиново в четыре двора, где была расположена приказная изба. Именно в этой деревне во второй половине XVIII века была построена каменная церковь, один из престолов которой был освящён во славу святителя Николая. Поэтому селение получило название Никола–Ёлнать.
По рассказам заслуженного учителя Ёлнатской средней школы (в данный момент на пенсии) Тюриной Татьяны Алексеевны, - её прадед был начальник земства и принимал участие в организации помощи для постройки храма. Например, каждый дом должен был сдать по 100 яиц, чтобы изготовить раствор для кладки кирпича, а известь гасили в огромной яме аж десять лет.
Из данных Костромского государственного архива следует, что прихожан мужского пола – 1511, женского – 1937, дворов – 503.
До революции вся Никола–Ёлнать представляла собой короткую улицу от церкви до тракта. Было в торговом селе при большой дороге до 15 домов, несколько каменных и деревянных лавок, два трактира и «монополька» (государственное питейное заведение). Сохранились фамилии купцов – Гарновы и Баевы. Были здесь свои сапожники и плотники, столяры и кузнецы. В дни ярмарок по пятницам кипело здесь людское море. Приезжали из далека. Шла бойкая торговля глиняной посудой, рыбой, корытами, бакалейными и галантерейными товарами. Местные купцы имели свои баржи на Волге. Крестьяне – бедняки, у которых хлеба хватало только до середины зимы, уходили на отхожие промыслы: нанимались бурлаками, занимались извозом, детей пристраивали в няньки и пастухи.
К началу XX века усилиями земства были открыты больница, пожарная служба, трёхлетнее народное училище.
Советская власть пришла в Ёлнать "мирным" путём. Но раскулаченных в ту пору крестьян было немало. В деревне Сорокино раскулачили семью Скворцовых, в деревне Васильевке – Лукичёвых, в деревне Федяево – Лякушиных. Т.А.Тюрина вспоминает: "У моего дяди было три лошади и две коровы. Ну и упряжь разная, телега, сани... Когда всё забрали в колхоз – осталась одна дуга от упряжи. Она висела у нас на чердаке. Помню, дедушка залезет на чердак, посмотрит на эту дугу и заплачет."
От политических репрессий пострадали В.С.Киселёва, Т.И.Хрящёва, Н.Ф.Гурьянова, староста храма Павел Иванович Бадайкин. Вот что рассказано о нём в жизнеописании святого Алексея Ёлнатского: "Он родился в селе Ёлнать в крестьянской семье. Когда вырос, крестьянствовал в своём хозяйстве, а когда хозяйство отобрали, стал работать в колхозе... Когда власти распорядились закрыть храм, призвали Павла Ивановича и потребовали ключи от храма. И не то чтобы нужны были эти ключи сельсовету, но храм надо было закрыть как бы по желанию верующих, а для этого получить ключи добровольно. Павел Иванович отказался отдать безбожникам ключи от святыни, за что был арестован и заключён в кинешемскую тюрьму. Будучи уже в преклонном возрасте, он не перенёс тягот следствия и скончался. Тело его было отдано родственникам и погребено на кладбище села Ёлнать."
В 1920-1930-е годы на селе полным ходом шло колхозное и советское строительство. На территории нынешней Ёлнатской администрации были созданы два сельских Совета: Мордвиновский и Дорковский. В первый год коллективизации на территории Мордвиновского с/с образовалось 5 колхозов ("Что ни деревня, то колхоз", - говорили в народе). Они носили громкие названия: "Серп и молот" (Мазнево, председатель Караванов А.Д.), "Большевик" (Васильевка, председатель Егоров С.Д.), "Смена" (Мордвиново, председатель Щанов А.В.), "1 Мая" (Базарово, председатель Самсонов Н.Ф.), "Заря коммунизма". В памяти крестьян осталось имя активистки-организатора колхозов Надежды Васильевны Шубиной.
Год от года креп сталинский режим. Деревня работала, напрягая жилы. Жизнь была тяжёлая, но люди, сызмальства привыкшие к трудной доле, не впадали в уныние. Вскоре им предстояло вынести ещё большее испытание – войну.
Она оставила отметину почти на каждой местной семье. У кого не вернулся с фронта отец, у кого сын, у кого брат. В годы войны погибло и пропало без вести 244 односельчанина. Ёлнатская земля – родина двух Героев советского Союза: А.И.Сиротина и Н.М.Балукова. Во дворе Ёлнатской средней школы в окружении зелени и клумб из живых цветов стоит скромный обелиск с красной звёздочкой и надписью: "Герою Советского Союза Алексею Ивановичу Сиротину от земляков". Биография Алексея Ивановича так же проста, как и биография большинства сельских парней. Родился в в деревне Гуменки в 1919 году. С ранних лет был приучен к нелёгкому крестьянскому труду, помогал семье. Затем, закончив школу, решил стать трактористом. Родные знали: раз Алёша решил – своего добьётся. Остались позади курсы трактористов и в 1938 году он сел за руль. Более двух лет проработал на полях родного колхоза, пока роковой день июня 1941 года не оборвал мирный труд сельских людей. Алексей сменил штурвал трактора на рычаги танка. В его умелых руках боевая машина стала грозным оружием разящим врагов. Через Украину и Прибалтику, Польшу и Восточную Пруссию прошёл танк Сиротина в ожесточённых боях. Огнём и сталью сокрушал он врага. Но в одном из сражений его Т-34 подбили. Осколок снаряда повредил питающую магистраль. Фашисты наседали. Казалось нет никакой возможности спастись. Однако мужество и стойкость водителя победили.
- Товарищ командир, - обратился он, - продержитесь минут двадцать.
Под сильнейшим огнём Алексей Иванович устранил повреждения, и мёртвая до того машина вновь ожила и ринулась на врага. В этом бою экипаж танка уничтожил 4 машины и несколько десятков фашистов.
Бой 23-25 февраля 1945 года у польского села Мария-Хофхен был очень трудным. Фашисты пытались любой ценой остановить продвижение наших частей. Бросили в контратаку много танков. Заняв выгодную позицию, батарея несколько часов вела непрерывный бой. Вот уже у орудия остались двое. Но гремит залп, и ещё "Тигр" задымил. Стойкость гвардейцев была непоколебимой. Но враг при поддержке пехоты всё наседал. У орудия остался один Сиротин. Кончились снаряды. Тогда раненый Алексей Иванович, схватив автомат, стрелял до тех пор, пока билось его сердце. За проявленную отвагу Указом Президиума Верховного Совета от 27 июня 1945 года Сиротину А.И. посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
В годы войны (в 1942 году) из Ленинграда в Мордвиново был эвакуирован 93-й детский дом. Он стал называться Мордвиновским. По воспоминаниям учительницы В.И.Глотовой, которая работала в эти годы в Мордвиновской школе, ребята оказались трудные. Среди них выделялись "авторитеты", которые держали в страхе и повиновении остальную детвору. Отбирали еду, озорничали. В Татаринском лесу (в километре от школы) были вырыты землянки. Там "царьки" нередко избивали тех, кто не повиновался. Неподалёку от Ёлнати, в деревне Михайлово, в эти годы разместился лагерь немецких военнопленных. С помощью офицеров, охранявших лагерь, учителям удалось всё же переломить обстановку в детском доме. Преподаватели приглашали офицеров на уроки, руками немецких военнопленных, и взаимопонимание постепенно удалось найти. Среди военнопленных было много образованных, талантливых людей. На детей воздействовали средствами искусства. Детей стали водить на концерты классической музыки к пленным. На сцене пели виолончель и скрипка, да так виртуозно, что дух захватывало и у детей, и взрослых. В детдоме был хороший музыкальный работник – Сисягин. Военнослужащий из музвзвода Вертинский дал дому в бессрочное пользование привезённый из Германии аккордеон. В самодеятельности занимались совместно и дети, и воспитатели, и солдаты. Начались взаимные концерты: дети – шефам, шефы – детям. В 1952 году интернат закрыли. Детей развезли по другим детским домам.
В 1950 году пять колхозов Мордвиновского сельсовета объединили в одно хозяйство – колхоз им. Андреева, в 1957-м его переименовали в колхоз "Победа", а в 1963-м – в колхоз "Волга" (с центром в селе Ёлнать). Вместе с колхозами укрепляются и сельсоветы. В 1954 году на базе Мордвиновского и Дорковского сельсоветов образуется Ёлнатский сельсовет, правопреемницей которого в 1991 году стала нынешняя сельская администрация. Сегодня она объединяет кроме сёл Ёлнать и Дорки, деревни Абрамово, Аксениха, Андрейково, Ботынино, Васильевка, Колобово, Меньшиково, Никитино, Ростоново, Фёдорково, Царёво. В 2015г. произошло объединение территории Елнатского и Пелевинского сельских поселений. В настоящее время Елнатское сельское поселение включает в себя 45 населенных пунктов: сёла: Дорки, Елнать, Лазарево, Тихон- Воля, деревни: Абрамово, Аксениха, Акулиха, Андрейково, Барабаниха, Беляево, Бенькино, Бердиха, Богомолово, Ботынино, Васильевка, Дворищи, Демидовка, Ермоленка, Ермолово, Ершиха, Заливенки, Колобово, Куретнево, Латышиха, Лобаны, Мазнево, Мальгино, Меньшиково, Никитино, Никулино, Олонино, Пелевино, Пигарево, Потемкино, Ростоново, Сельцо-Тюримово, Скуратиха, Содомово, Спириха, Стегаиха, Токарево, Федорково, Царево, Чертежи, Ярцево.
Храм Вознесения села Ёлнать
Первое письменное упоминание о Ёлнатской волости встречается в летописях 1609 года) Л.Полякова. Юрьевец: историко-краеведческий очерк. – Ярославль: Верх.-Волжск. кн. изд., 1984). На сём месте в 16 веке от Рождества Христова была срублена деревянная церковь в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца. А во второй половине XVIII века была построена каменная церковь. Стараниями о. Максима (Верещак) и матушки Светланы в Костромском государственном архиве удалось отыскать некоторые сведения об этом храме. "Церковь каменная, с каменной колокольней и оградою... в ограде кладбище. Месточтимая икона Симона Блаженного, который жил в пределах прихода. В храме 3 придела: во Славу Воскресения Христова из мертвых, в честь иконы Казанския и святителя Николая. В ограде церковной устроена каменная кладовая".
По своему строению храм интересен тем, что он строился не как все церкви в большинстве своём. Сначала он имел проект небольшой церкви общей площадью в 85 м2, имея 5 куполов на крыше и небольшую звонницу. Но в таком виде церковь находилась недолго, вскоре началочь строительство по её расширению.
К существующему помещению стали достраивать ещё два придела с двумя алтарями и увеличили центральную часть, соединив её со звонницей, при этом оставляя прежнее помещение как внутри, так и снаружи нетронутыми. Новые помещения соответствовали принципу греческих церквей, имея внутри четыре несущие колонны строения выкладывались из красного кирпича, каких-либо внешних отделочных работ не предусматривалось.
Таким образом, в законченном виде (а это конец XVIII века) храм имел общую площадь внутреннего помещения около 900 м2, внутреннюю высоту сводов более 15 м, над храмом возвышалась великолепная колокольня.
В основу внутренней отделки храма был заложен белый мрамор. Как и все храмы, он был расписан, один только потолок украшало 70 сюжетов. По количеству стенных сейфов видно, сколько было священных драгоценных сосудов и другой церковной утвари.
В 1936 году храм села Ёлнать был осквернён. Из храма вытащили всё вместе с мрамором, роспись посбивали и поновой оштукатурили, понастроили внутри множество перегородок. В одной половине сделали склад комбикормов, в другой половине – клуб. Колокольню разрушили, ограду разобрали, а на месте церковного деревенского кладбища сделали танцплощадку.
В 1988 году в деревне Жарки приехал новый настоятель о.Нестор (Савчук). Это был необыкновенный ревнитель православной веры, страстный молитвенник и очень деятельный человек. Его стараниями и был открыт в 1992 году храм в Ёлнати. Нынешний настоятель храма о.Максим (Верещак) вместе с о.Андреем (Колосовым) много сил отдают по восстановлению нарушенной святыни. Бог дал им богатых благодетелей из Москвы. На их пожертвования храм буквально на глазах обретает своё второе рождение. 27 сентября 1998 года в праздник Воздвиженья Креста Господня при пении церковного хора были торжественно установлены крест.
Древняя часть храма вновь засияла в своей первозданной красоте. Главы с крестами притягивают человеческий взор, зову души людей к Свету и Истине.
В 2001 году по проекту московского архитектора Дмитрия Докучаева на средства московского благодетеля Ростислава Мамонтова заботами местного духовенства, молитвами прихожан Николо-Ёлнатской церкви построена новая колокольня. На пасху Христова 2001 года раздался первый колокольный звон.
И как бы ни было трудно всем, всё больше и больше сельчан и жителей окрестных деревень в воскресные дни и в праздники стекаются под сень возраждающегося храма, понимая вечную евангельскую истину: "Без Мене не можете творитиничесоже".